Организация похоронного дела в Коврове – вопрос злободневный. Еще в конце прошлого года на одном из комитетов по ЖКХ разгорелся жаркий спор. Тогда председатель Совета А. Зотов сказал, что в городе все хозяева, кроме муниципалитета. И пора бы уже разобраться с похоронщиками. Чиновники из администрации этого особо не отрицали и даже просили депутатов помочь.
Ведь меры, предпринимаемые администрацией в отношении ритуальных компаний, которые продолжают хоронить на официально закрытых кладбищах, оказались неэффективными. Тогда было решено собрать рабочую группу.
Пиар-кампания для «Памяти»
И вот в феврале этого года депутаты вернулись к вопросу и заслушали доклад о деятельности той самой рабочей группы, куда вошли представители почти всех подразделений администрации и всего один депутат. Первое совещание прошло 23 января, рассмотрели три вопроса. Первый – проблемы в работе ООО «Память» и пути их решения. Если коротко, то у предприятия (со 100% уставным капиталом администрации) финансовые дела не очень. Чтобы их поправить, комиссия решила организовать рекламную кампанию в СМИ, ковровчане должны знать – предприятие работает. Отметим, на комитете присутствовал новый директор самого предприятия, и, по словам чиновников, он готов был выступить. Наверняка у него имелись предложения по выходу из кризиса. Но ему депутаты почему-то слова не дали.
Надо было работать
Второй вопрос – строительство нового кладбища. Кладбище близ д. Игумново открыли два года назад, но за это время там по большому счету ничего не сделали. Скажем больше, в прошлом году на погосте вообще никаких работ не проводили! Дело в том, что на 2023 год изначально было выделено 33 млн. Но подрядчика на выполнение работ так и не нашли: ни одна строительная компания не захотела работать на этом объекте. Поэтому денежные средства, по просьбе администрации, были направлены на другие цели.
У чиновников была надежда, что строительство продолжится в этом году. Но первый же аукцион показал, что желающих достраивать такой сложный объект нет. Хотя сумма выделена внушительная – 62 млн рублей. На эти деньги планируется обустройство въездной дороги и межквартальных дорог, возведение административного здания, канализация, очистные сооружения и многое другое. По состоянию на 21 февраля на аукцион никто не вышел. Как доложил зам. начальника УГХ А. Королев, лот будут выставлять повторно.
Может быть, достроить кладбище – вообще невыполнимая задача? Сомнений реально очень много. И не только у горожан. Весь прошлый год председатель Совета настоятельно рекомендовал администрации начать работу по подготовке к аукциону, чтобы в начале года не было никаких затруднений с поиском подрядчиков. В прошлом году на конкурс никто не вышел, и в этом году так же может быть, отметил А. Зотов.
«УГХ надо было проводить работу в прошлом году. Мы ничего не сделали. И это очень плохо, поэтому хоронить на старых кладбищах будут продолжать, – сказал Анатолий Владимирович. – Жители так и будут говорить, что у вас там ничего не сделано. Пресса об этом говорит, пресса будет писать о том, что беспредел существует в городе, и они правы».
На наш взгляд, неплохо бы членам комиссии провести анализ и выяснить, отчего потенциальные подрядчики не хотят браться за строительство кладбища. Как нам удалось узнать, отсутствие очереди из желающих обусловлено несоответствием цен на работы и материалы их реальной (сегодняшней) стоимости. И взявшись за работу по ценам администрации, подрядчик не только не заработает, но и свои деньги потратит.
Погрозите пальчиком
Прекращение деятельности по незаконным захоронениям на территории городских кладбищ – это еще один вопрос, который рассмотрела рабочая группа. На сегодняшний день на новом кладбище всего 659 захоронений! Вдумайтесь, 659 за 2 года. Ковровчане не хотят хоронить своих близких в грязевом «болоте». Старые кладбища официально закрыты, в них разрешены только подзахоронения в существующие ограды, и для этого нужно брать разрешение. Между тем новые могилы появляются еженедельно. Особой популярностью пользуется Троицко-Никольское кладбище, которое продолжает разрастаться вглубь леса.
Согласование на захоронение на старых кладбищах получили за год только 200 человек. Остальные хоронят незаконно. Что конкретно делает администрация в этом направлении? Доводит информацию до Лесхоза. Все! А что нужно делать? А. Королев докладывает о решениях рабочей группы: «Провести работу с населением о запрете новых захоронений на территории закрытых кладбищ. Установить таблички на въезде в Троицко-Никольское кладбище о запрете новых захоронений. Провести встречу с ритуальными компаниями с целью разъяснения порядка проведения захоронений на закрытых кладбищах».
Так и хочется спросить: «Вы это серьезно?» Кого-то когда-то останавливали таблички? А все эти беседы разве за 2 года не были проведены? Вот и А. Зотов говорит: «Что даст встреча с ритуальщиками? Вы им что, пальчиком погрозите?». И делает вывод – проработки остро стоящих вопросов не произошло. И, самое главное, срок завершения работ так и не определен.
Татьяна Никифорова