Все больше становится мошенников всяких мастей. И страдают от них преимущественно пожилые люди, воспитанные в других условиях другой страны, у которых не укладывается в голове, как можно бессовестно врать и наживаться за чужой счет. Особенно если ты живешь с человеком в одном городе и тот общается с тобой глаза в глаза.
Мужчина, обратившийся в редакцию, разменял уже девятый десяток лет, но первый раз в жизни за свою доверчивость поплатился – отдал практически за так крупную сумму. Завязка этой истории произошла на кладбище…
Работа в черном цвете
В тот скорбный день (в сентябре 2023-го) хоронили родственника Сергея Васильевича. Могильщики похоронной компании М. выполняли свое дело вроде бы без сучка без задоринки, и старичку пришла в голову мысль: неплохо бы нанять таких молодцов, чтобы подновили могилы отца с матерью на Старом кладбище. Подошел к одному из них, Михаилу. Спросил, возьмется ли бригада за новый заказ. Естественно!
Ударили по рукам. Старичку бы насторожиться: с ним не подписали договор. Не насторожился и не потребовал. В ближайший день все вместе отправились на ритуальной машине к родительским могилам Сергея Васильевича. Работники подрядились покрасить ограду черным цветом, ее элементы – серебрянкой, приварить угол с одной стороны ограды, сдвинуть и приподнять надгробия – так сказать, сделать реконструкцию. Оценили свой труд в 38 тысяч рублей, попросили аванс в 28 тысяч. Отдал. Чек или расписку не попросил.
Как же ритуальщики выполнили работу? В черном цвете, причем в прямом и переносном смысле. Ограда и лавочка – сплошь покрашены черной краской (сказали, серебрянка не ложится), угол не приварен (металл не варится), надгробия не приподняты (могут развалиться), сдвинуто только одно. Пообещали кое-что перекрасить. И только. Сергею Васильевичу возмутиться бы, потребовать часть денег назад, но он отдал и остальные 10 тысяч. Говорят, надежда умирает последней…
Обещанного три года ждут
Ушлый бригадир Михаил понял, что можно продолжать «доить» одинокого старика, которому некому подсказать и предостеречь. И не побрезговал обманом. Предложил за 17,5 тысяч площадь внутри ограды засыпать гранитной крошкой, положить бордюры. Взял аванс. Далее предложил под надгробия положить плиты за 25 тысяч. Взял аванс. Предложил вместо гранитной крошки светлую плитку. Взял за это 28 тысяч. В целом старик отдал Михаилу 101 тысячу рублей, но ни один из предложенных видов работ, помимо самых первых в неполном объеме, не был выполнен.
Михаил поначалу не пропадал, «отмазывался»: то плиты вовремя не доставили, то погода подвела, то «займется работой на могилах в понедельник». А потом и звонить перестал.
22 ноября Сергей Васильевич сам набрал номер Михаила и потребовал вернуть деньги хотя бы в сумме 68 тысяч рублей. И снова начались отговорки: отдам в получку, заболел пневмонией, лежу в больнице…
1 марта 2024-го старик обратился в ритуальную контору М. Описал ситуацию. Тут его «мариновали» не очень долго, всего дня три. Руководитель пояснил, что задним числом договор на услуги оформлять не намерен, что Сергею Васильевичу следует обратиться с жалобой на Михаила в органы.
Один из офисных работников М. рассказал, что горе-могильщик в штате не числится и, вероятно, не числился раньше. Его привлекали как наемного работника. Что примечательно, обманул тот не одного старика, жалобы есть и от других клиентов.
Держи ухо востро!
Что в итоге? У старика нет на руках ни договора об оказании услуг, ни чеков, ни расписок в получении денег, ни свидетелей его встреч с Михаилом. В отдел защиты прав потребителя идти бесполезно, в полицию писать заявление – никаких доказательств вины Михаила нет, в суде истца ожидает однозначный проигрыш. Сергею Васильевичу остается уповать на то, что у его обманщика вдруг проснется совесть, и предостерегать ковровчан, чтобы не доверяли никому на слово.
Вы скажете: сегодня простодушных людей единицы? И будете неправы. Их много. Кто-то устраивается на работу и месяцами ждет, когда с ним заключат договор и сделают соответствующую запись в трудовую книжку. Кто-то, даже имея нужные документы, месяц за месяцем ждет товар от недобросовестных поставщиков и никуда не жалуется на них, не требует пени за просрочку. Кто-то до такой степени бывает «заговорен» собеседником-мошенником, что готов выполнить все заданные действия и лишиться последних денег. Примеров масса. Еще раз хочется сказать: ковровчане, будьте бдительны!
Все имена и названия в тексте изменены.
О. АРТЕМЬЕВА