За последние полтора года администрация Коврова по решениям судов выплатила автомобилистам, повредившим машины в ямах, миллионы рублей в качестве компенсации ущерба. Кроме того, внушительную сумму городской бюджет потерял на оплате юридических услуг для пострадавших водителей и экспертизах. Об убытках же, которые понесли местные автовладельцы, остается только догадываться. Сколько еще это будет продолжаться и что делать, чтобы наверняка взыскать деньги на ремонт после наезда на яму?
Ремонтируют, а толку?
Если верить администрации, каждый год дороги в Коврове вроде как ремонтируют. Но почему-то по весне весь асфальт стабильно сходит вместе со снегом. Местные водители уже привыкли к этому. Не удивляют никого и пробитые в выбоинах колеса. Те, у кого ущерб поменьше, ремонтируют автомобили за свой счет. Другие идут к автоюристам, а затем в суд, чтобы взыскать деньги с местных властей.
Дорогие ямы
Мы направили в администрацию запрос, чтобы узнать, сколько денег из городского бюджета они потратили на возмещение ущерба от таких ДТП. Как оказалось, суммы серьезные.
За полгода 2022-го к администрации поступило 46 исков о взыскании ущерба от ДТП, которые произошли из-за ненадлежащего содержания дорог. Общая сумма исковых требований составила 7 352 199 рублей. Однако суды в пользу автомобилистов взыскали только 4 882 698 рублей. Почему – в ответе не уточнили. Но вероятно, что в каких-то случаях указанные обстоятельства ДТП не соответствовали действительности, где-то сумма ущерба уменьшилась после проведения судебной экспертизы.
В 2023-м суды рассмотрели 58 исков к УГХ на сумму 9 048 065 рублей, из которых взыскали чуть больше 5,1 млн. В этом году, судя по всему, удовлетворенных исков пока нет, но рассматривается 16 дел о ДТП с ямами. Даже с учетом того, что в пользу автомобилистов взыскали не полную сумму, которую они заявляли, более 10 млн за полтора года – весьма внушительно. Как пояснили в мэрии, деньги на возмещение ущерба идут со счета управления городского хозяйства администрации и выплачиваются в течение 3-х месяцев со дня поступления исполнительного листа.
«Данные средства могли быть направлены на содержание улично-дорожной сети г. Коврова, на исполнение решений судов», – пояснили власти. С одной стороны, действительно, на эти деньги в городе могли бы отремонтировать часть дорог, пусть и незначительную. С другой – почему автомобилисты должны за свой счет ремонтировать автомобили из-за того, что власти не могут решить проблемы с ямами? Получается замкнутый круг: водители требуют деньги на ремонт из-за плохих дорог, власти не могут заделать больше ям из-за оплаты ущерба автомобилистам.
Как взыскать?
Мы также обратились к автоюристам, чтобы узнать, как должен действовать водитель, попавший в яму, чтобы получить деньги на ремонт. Ведь в такую ситуацию может попасть каждый ковровчанин – ям в городе огромное количество. Буквально недавно один из автовладельцев «попал» более чем на 800 000 рублей, влетев в яму на ул. 19-го Партсъезда. Он ехал медленно, выбоина оказалась настолько глубокой, что и на такой скорости произошло серьезное ДТП. Из ямы машину отбросило на дерево, что только увеличило ущерб. Юристы считают, что в любом случае возмещать его должен собственник плохих дорог – администрация Коврова. Пока это дело еще рассматривается в суде. Так как же действовать, чтобы иметь возможность потребовать компенсацию с администрации?
«В первую очередь водитель должен остановиться и вызвать сотрудников ГИБДД, как бы он ни торопился. Если поставить «запаску», уехать с места происшествия, а потом вернуться – считай, дело проиграно. При оформлении обязательно нужно следить, чтобы инспекторы вносили правильные данные в документы о ДТП – ширину, высоту, глубину ямы. Любая ошибка может привести к тому, что иск не удовлетворят, ведь есть ГОСТ, который регламентирует допустимый размер выбоины. Но, как правило, если есть ущерб, значит, яма точно ему не соответствует. Еще рекомендую вести фотовидеофиксацию. Был случай, когда водитель пробил из-за ямы колеса, вызвал сотрудников ГИБДД и пока ждал, приехала спецтехника и начала засыпать выбоину. Спасла дело как раз видеосъемка, которую производил водитель, иначе факт ДТП именно из-за этой ямы доказали бы с трудом. Также ни в коем случае нельзя ехать на ремонт до проведения экспертизы. Иначе эксперт не сможет оценить ущерб, а водитель получить деньги. После оформления происшествия следует произвести экспертизу, установить собственника дороги и обратиться с иском в суд. Как правило, если все сделано так, как я описала, суд без вопросов взыщет ущерб. Также хочу добавить, что вместе с ущербом автовладелец вправе взыскать госпошлину, стоимость услуг эвакуатора, эксперта и юриста», – пояснил автоюрист.
Конечно, хочется вообще не попадать в такие ситуации, но учитывая состояние наших дорог, готовиться все же следует к худшему.
М. САФРОНОВА