Еще в прошлом году к народным избранникам обращались жители с ул. Загородной и Парниковой. Обращение касалось слабого напора холодной воды. Настолько слабого, что, по словам жителей, у них отключаются даже стиральные машины и газовые колонки. Жители обращались в гарантирующую организацию, но толку не добились. Обратились в прокуратуру. В этом году дело сдвинулось с мертвой точки.
Что сделали?
Жители утверждают, что услуга по холодному водоснабжению им предоставляется ненадлежащего качества аж с 2019 года. В 2022 году в администрацию поступило обращение от граждан о необходимости передать сеть в муниципальную собственность. В прошлом году администрацией совместно с представителями ОАО «ЗиД» было проведено комиссионное обследование, составлен акт. Проблема заключается в водопроводе, непосредственно снабжающем эти жилые дома. Отметим, когда проблема вскрылась, концессионер – цех №63 ОАО «ЗиД» – поначалу отказывался принимать сети из-за несоответствия нормативам. В мае прошлого года на одном из комитетов по ЖКХ людям сообщили, что вопрос о передаче сети решается в судебном порядке. В ходе суда обнаружилась некая техническая ошибка, и сейчас дело находится на доработке. 24 апреля состоится заседание. И вот тогда сеть будет по суду передана цеху №63 ОАО «ЗиД». Кроме этого, 18 января этого года данная сеть уже была поставлена на учет как бесхозяйная.
Что дальше?
ЗиД готов ее принять и в дальнейшем обслуживать, уже составлена смета. Как доложил руководитель ресурсоснабжающей организации, водопровод был построен в 70-х годах жителями самостоятельно, не обслуживался должным образом, сейчас сеть находится полностью в ненадлежащем состоянии. За годы эксплуатации труба уже «заросла», давление не соответствует нормативам.
После передачи сети, в соответствии с ФЗ, цех №63 должен в течение двух лет привести ее в надлежащее состояние. «Но это не значит, что мы уже на следующий день начнем ей заниматься, – сказал В. Соловьев. – В этом году деньги на ремонтные работы этой сети не заложены, перекинуть то, что запланировано на ремонт других участков, мы не имеем права». Тарифы формируются раз в год уже на следующий период. Если успеют передать сеть до мая, то, возможно, ремонт трубы успеют занести в тариф на следующий год. Если найдутся дополнительные источники финансирования, тогда ремонтом возможно заняться и в этом году, добавил В. Соловьев.
Еще В. Соловьев сказал, что в последнее время появилась тенденция – передавать уже устаревшие, а часто даже неработающие сети, их организации.
«Люди бегут в администрацию с просьбой признать сети бесхозными. Их признают, по суду нам передают. За 2 месяца нам передали больше 10 км таких сетей», – говорит В. Соловьев. Понятно, что все эти «ниоткуда выплывшие» сети ложатся дополнительным бременем на организацию.
Напомним, в концессию канализационное и водопроводное хозяйство города ЗиД взял в 2017 году. Решение о передаче возникло исходя из опасения за будущее обеспечение города этими ресурсами. К тому же изношенность сетей приближалась к критической отметке, да и долги Водоканала на тот момент приближались к 200 млн рублей. 6 лет концессии хоть и дали свои результаты, но сети все равно очень сильно изношены. Цех №63 ежегодно прокладывает примерно по 8 км сетей, а нужно по 50 км!
«В год на водоотведение и водоснабжение выделено всего 7 млн, это крохи. Я неоднократно говорил, что необходимо около 100 млн», – сказал В. Соловьев. Денег не хватает на ремонт учтенных сетей, а тут еще и бесхозные «на голову сваливаются».
Нужен диалог
Перспективным выходом могло бы стать инициативное бюджетирование, когда половину расходов оплачивают сами жители, тогда оставшееся выделит областной бюджет. В городе есть удачные примеры такого подхода, например, ул. Андреевская. В случае если жители соберут 30% необходимых на ремонт средств, остальные 70 выделит областной бюджет. А. Зотов говорит, что надо вести диалог с жителями, рассказывать им о программе. Иначе просидеть без воды можно еще год, а может, и не один. Но начальник УГХ заверяет, что даже письма жителям отправляли о возможности участвовать в такой программе, но реакции ноль. Депутаты уверены, что в данном вопросе надо быть настойчивее, и рекомендовали администрации наладить диалог с жителями, провести встречу, чтобы предложить еще раз такой вариант решения проблемы.
Татьяна Никифорова