Уже много лет назад стало известно, что будет строиться высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Казань – Екатеринбург. Правда, реализацию проекта заморозили. Дороговато было. Но сегодня о нем снова заговорили. Дескать, в следующей пятилетке эта дорога стоимостью 4 триллиона рублей все-таки появится, пройдя во Владимирской области через Петушинский, Собинский, Суздальский, Ковровский, Вязниковский и Гороховецкий районы.
Где пройдет?
На данном этапе тема магистрали интересна жителям Коврова и окрестностей не в связи с быстрым и комфортным передвижением от пункта А до пункта Б, а в связи с тем, что пройдет она по местным землям, «захватив» их часть.
Как пояснил нам заместитель главы администрации Ковровского района, начальник управления экономики, имущественных и земельных отношений Юрий Турыгин, в нашем районе магистраль со стороны столицы протянется левее трассы М7 неподалеку от деревни Дмитриево Новосельского поселения, севернее Сенинских Двориков, пересечет М7 неподалеку от деревни Алексеевка Ивановского поселения, продолжится между селом Павловское и селом Иваново и по прямой с небольшим отклонением вправо мимо деревни Серково уйдет в Вязниковский район.
По чьим землям?
Так называемый створ железнодорожной магистрали (или, по-другому, полоса отвода) – 100 метров: 50 метров в одну сторону от нее и 50 метров в другую. В нем окажутся приблизительно 380-400 га земли района. В целом по Ковровскому району дорога будет иметь протяженность 38 километров. Из них 35 км приходится на лесные массивы (а это зона Лесного фонда), государственные земли практически не будут затронуты, лишь маленькие клочки, например, на пересечении трассы с рекой Нерехтой. 3 км дороги протянутся по землям сельхозназначения около таких населенных пунктов, как Дмитриево, Алексеевка, Плохово, Щеброво. О землях рядом с ними площадью приблизительно в 30 га и речь.
По словам Юрия Николаевича, земли, находящиеся в частной собственности, когда-то выделялись селянам по долям, а сейчас фактически в заброшенном состоянии, никакие сельскохозяйственные работы на них не ведутся. Единственное исключение – в районе деревни Алексеевка землю, которая попадет в полосу отвода, использует СХП «Муравия», но ее совсем немного. Заметим, некоторые земельные участки не отмечены на кадастровой карте, их границы не установлены. Заказчик работ по строительству дороги займется этим делом сам.
Как поступят с землями?
Все земли в створе будущей железнодорожной магистрали будут отчуждены. В том числе и земли сельхозназначения – их станут выкупать по определенной рыночной цене. Это стандартная и уже отработанная процедура. Какова цена, администрации Ковровского района на данном этапе неизвестно. Если собственники земельных участков будут с ней не согласны, они могут обратиться в суд.
Но разговор сейчас о другом аспекте – недавно губернатор Владимирской области Александр Авдеев поручил главам районов, через которые пройдёт новая железная дорога, разъяснить гражданам, что не стоит покупать у собственников землю в ее будущей полосе отвода. Все равно вскоре ее изымут.
Стоит ли проявлять бдительность?
В его речи прозвучал призыв опасаться так называемых сквоттеров (самовольных захватчиков земли в целях ее перепродажи). Дескать, если купишь у такого мошенника землю, при ее дальнейшем отчуждении тебе не светит ни копейки, поскольку предыдущая сделка была незаконной. Возможно, речь шла о землях под застройку, например, в районе Боголюбово.
По мнению Юрия Турыгина, манипуляции землей сельхозназначения для сквоттеров практически невозможны, если, конечно, при покупке гражданин внимательно смотрит документ – выписку из ЕГРН. С помощью его по публичной кадастровой карте, общедоступной для любого человека, проверяется местоположение земельного участка. Если возникнут какие-либо затруднения, всегда можно обратиться за консультацией в управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района.
О. АРТЕМЬЕВА