Давно в прошлом сороковые, роковые, покидают нас последние ветераны, но память о событиях и героях былых времен хранится в сердцах живущих. «Книгу памяти воинов» создал наш земляк Сергей Мостовой, в ней записаны сорок его родственников – солдат и офицеров Великой Отечественной войны. В книге множество фотографий, биографические данные каждого из воинов, основанные на различных архивных документах и крупицах воспоминаний.
«Около 25 лет назад я увлекся изучением своей родословной. Как-то спросил у дедушки о предках и записал услышанное на листочек в клеточку. А через полгода дедушки не стало, и оказалось, что он был в нашей семье единственным носителем такой информации. Тогда я начал собирать сведения и составил вплоть до восьмого колена генеалогическое древо, на вершине которого моя дочь. На нем – около тысячи человек.
Часть моих родственников прославилась в труде, часть – на военном поприще. И у меня возникла мысль создать семейную «Книгу памяти воинов». Собрал материал. Напечатал. Приложил копии документов. Переплел книгу. О ком-то из предков много информации сохранилось, о ком-то чуть-чуть из-за утери архивов, но достойны памяти все», – рассказывает Сергей Владимирович.
В 2015 году, когда в Коврове был сформирован Бессмертный полк, в его строю несли портреты всех сорока воинов. Помогли в этом Мостовому ребята из разных школ города.
Листаем страницы книги и поражаемся, как по прошествии стольких лет можно восстановить историю? Можно, если очень постараться.
Обратим внимание на подробности биографии троих фронтовиков.
Настоящая сестра милосердия
Говорят, война не женское дело. Зинаида Алексеевна Кулиш так не считала. Осенью 1941 года она прошла ускоренную подготовку по оказанию первой медпомощи, работала в полевом госпитале, открытом в школе села Яровое Донецкой области. Потом оккупация, освобождение.
Зинаида, приписав себе один год, добилась призыва в армию, попала в медсанчасть 229-й отдельной курсантской стрелковой бригады, которая стояла в обороне на левом берегу Северского Донца.
Медсестра взвода разведки, она получила прозвище Малышка, скорее всего, за маленький рост. В составе разведгруппы ходила на задания. Так, в канун наступления на Донбасс группа захватила пленного – шифровальщика дивизионной радиостанции.
За военные годы назначали Зинаиду и санитаркой, и санитаром-носильщиком. Самый первый ее солдат, вынесенный с поля боя, получил тяжелое ранение в живот. А сколько их было потом, и сколько было боев…
За участие в героическом штурме и освобождении Варшавы рядовой Кулиш награждена медалью «За освобождение Варшавы», также награждена двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени.
Ее командиры писали в наградных листах: «В период с 3 по 6 февраля 1945 года, пренебрегая личной усталостью, опасностью при обстреле и бомбежке самолетов противника, произвела обработку 180 раненых…», «В период боевых операций на подступах к Берлину и овладении городом тов. Кулиш показала себя знающей свое дело, инициативной санитаркой. Во время большого наплыва раненых по 2 суток работала бессменно. В перевязочном отделении подготовляла столы для тяжело раненых, инструменты и другие материалы, подавала на стол тяжело раненых и снимала их со стола…».
В конце войны Зинаида была одной их тех, кто расписался на стенах Рейхстага, видела пепелище, где сожгли тело Гитлера, а в здании госпиталя, где она служила, был подписан пакт о капитуляции (для этого госпиталь эвакуировали за одну ночь).
В мирное время Зинаида Алексеевна родила двоих детей, стала ветераном труда, работала в Совете ветеранов войны.
За храбрость и мужество
Красноармейцем 660 стрелкового полка Закавказского военного округа начал воевать в августе 1941 года Николай Сергеевич Павлищев, а закончил в мае 1946 года красноармейцем отдельной разведывательной роты 31 стрелковой дивизии. Был рядовым, стал помощником командира взвода.
Сохранились записи, в которых рассказывается, за что Николай получил медаль «За отвагу» и орден Красной звезды. Эти строки многолетней давности пунктиром обозначают нелегкий и полный опасности воинский путь. «25 января 1944 года, находясь в разведке, спас жизнь своего командира. Под сильным пулеметным огнем оказал первую помощь и вынес его из-под огня противника». «27 января 1944 года… в составе разведгруппы под командованием сержанта Гагиняна в числе первых бросился вперед, длинной очередью из автомата уничтожил 5 немцев и, находясь в группе захвата, эвакуировал пленного немца, который дал командованию ценные сведения». «В ночь на 6 апреля 1944 года тов. Павлищев Н.С. … получил задачу скрытно подползти к высоте отметка 170,1 и в момент, когда немцы откроют огонь по нашим выходящим из окружения стрелковым батальонам, забросать огневые точки противника гранатами и заставить их замолчать. Эту задачу Павлищев выполнил блестяще».
Николай был тяжело ранен в грудь, а в живых остался потому, что осколок попал в тот самый орден Красной звезды. С тех пор правый нижний луч ордена поврежден.
Тот, кто родился в рубашке
Иван Егорович Мостовой еще до войны в документах прибавил себе четыре года, чтобы раньше устроиться на работу слесарем в шахте «Торецкая» в селе Железное Сталинской области.
Помимо семи классов общего образования, в 1941 году окончил полковую школу и воевал в Красной армии в чине младшего лейтенанта. Был командиром взвода 393 стрелковой дивизии. В мае 1942 года на Харьковском направлении вместе с частью попал в окружение противника. Известно, что из окружения не выходил, а его часть расформировали. Поэтому согласно ст. 185 приказа ГУК НКО №0140 от 1943 года, числился пропавшим без вести.
В тех боях младший лейтенант Мостовой выжил, но попал в фашистский плен. Долгие три года в жутких условиях он томился за колючей проволокой под идентификационным номером 531277 и, вопреки невозможному, снова выжил.
Не секрет, что во времена сталинского правления к тем, кто попал в плен, отношение было особым. Многие освобожденные или сбежавшие без особых разбирательств попадали из немецких лагерей прямиком в советские. Но и тут Ивану Мостовому повезло: его только лишили воинского звания и направили в 1 запасную стрелковую дивизию. А впоследствии и воинское звание было восстановлено.
В мирное время Иван Егорович трудился главным механиком на шахте «Торецкая», вместе с товарищами восстанавливал ее, до пенсии работал директором шахтостроительного управления №5. В 1985 году награжден Орденом Отечественной войны II степени.
О. АРТЕМЬЕВА