За последние несколько месяцев из поисково-спасательного отряда Коврова уволились 4 сотрудника. Еще один планирует уйти в ближайшее время. Оставшиеся 8 человек работают на износ и тоже уже задумываются о смене профессии. Куда и почему уходят спасатели и как исправить эту ситуацию?
После выхода на страницах «Ковровских вестей» материала «Такая важная профессия» о свободных вакансиях в поисково-спасательном отряде с нами связались сами спасатели. Они рассказали всю правду о том, почему к ним не только не идут новые сотрудники, но и уходят старые.
«Раньше работа спасателей была другой. Когда многие приходили устраиваться в отряд, не было такого, чтобы мы занимались решением каких-то коммунальных вопросов. Да, деревья пилили уже тогда, но в основном аварийные. И происходило это не так часто. Тогда мы действительно помогали людям. А сейчас большую часть времени мы занимаемся выполнением непонятных указаний руководства.
Например, пару дней назад нас отправили, вы не поверите, исправлять надпись на уличном рекламном баннере. А сколько раз мы закрашивали хулиганские надписи на стенах? Я уже не припомню. Но ведь это должны делать собственники зданий: УК, ТСЖ, МКУ «Город», в конце концов. Пару лет назад наших парней даже отправляли клумбы поливать перед 9 мая. Но есть же подрядчики, которые выигрывают аукционы и получают за это деньги. Хорошо, что сейчас от нас отстали хотя бы со снятием объявлений со столбов – мы ведь и таким занимались.
А вот деревья пилим постоянно. Мы понимаем, если они упали после урагана, или аварийные. Но нет. Мы пилим деревья, которые мешают обзору на дорогах, которые просто мешают жителям. Был случай, нас отправили работать во двор д. 79 на ул. Кирова. Сказали, что жители жалуются на постоянную свалку и сборище маргиналов. Несколько недель пилили деревья, расчищая территорию. А потом увидели, что там появился забор и началось строительство многоквартирного дома. То есть нашими руками просто помогли застройщику. Когда мы стали возмущаться, в УГХ сказали, мол, не знали, что это уже не их земля. Абсурд.
Может, кто-то подумает, что раз экстренных вызовов нет, почему бы и не попилить деревья. Но у спасателей есть строгий распорядок дня. Мы не сидим в свободное время перед телевизором – у нас такого времени нет. Спасатели ежедневно проходят обучения, проводят тренировки, сдают нормативы, заполняют конспекты. И все это не «для галочки», а чтобы на вызове правильно и четко среагировать. Вся эта пилежка деревьев в ущерб профессиональной подготовке.
Вот представьте, сейчас лето, мы днем пилим деревья на жаре, потом на жаре сидим на озере, к вечеру уже все никакие, а вдруг поступает вызов. Конечно, реакция будет хуже.
А ведь на нас лежит огромная ответственность. Не дай бог случись что, потом затаскают по «допросам» и завалят объяснительными. Несколько лет назад, когда на ул. Зои Космодемьянской произошел взрыв, во всем обвиняли спасателей. Хотя наши парни действовали четко по инструкции. Но даже руководство не встало на их сторону. Пострадавшие спасатели тогда месяцами не могли получить ни то что страховку, хотя она там вообще смешная, но и даже оплату больничного. А ведь нужно было проходить лечение, оплачивать лекарства, перевязки. Но единственная помощь, которую тогда предложил директор управления по делам ГО и ЧС, это временно занять по 10 000 рублей. Ну и скажите после этого, что о нас ноги не вытирают.
Недавно нам в отряд купили новый автомобиль. Один. Хотя надо уже все три менять. Они в таком состоянии, что проще на разборку сдать, чем починить. До этого были случаи, что из-за проблем со служебными автомобилями мы ехали на вызов на личных, за что потом получали нагоняй от руководства. Но как мы должны были действовать, когда людям требовалась помощь? Непонятно.
Зарплата у спасателей 20-30 тысяч рублей в зависимости от классности. Она годами не индексировалась. А ведь у всех семьи, кредиты, ипотеки. Нам тоже надо как-то жить. Начальство говорит: вам же никто не запрещает подрабатывать в другом месте. Но когда это делать? Сейчас из-за проблем с кадрами мы работаем не сутки/трое, а гораздо чаще. Переработка у некоторых более 50 часов. Да, ее оплачивают, но не сказал бы, что это большие деньги. А отдыхать-то когда?
Но! Мы жалуемся даже не на зарплату. Нам не нравится отношение. Отряд хочет и может помогать людям! Но мы также хотим, чтобы от нас отстали с этими глупыми поручениями: спил деревьев, снятие рекламы, полив клумб и т.д. Когда нам говорят: «Езжайте и заклейте баннер», о каком статусе спасателя может идти речь? Мы очень надеемся, что руководство нас услышит, увидит, что 5 человек из 13 уже уволились, и ослабит эти поводья с коммуналкой».
Н. МУСТРИКОВА