О необходимости здания фондохранилища директор Ковровского историко-мемориального музея Ольга Альбертовна Монякова говорила давно. По существующим правилам хранить музейные экспонаты нужно при наличии определенных условий. Предметы из металла берегут при одном режиме, а, например, для фарфора или живописи нужны другие влажность и температура. Для каждой коллекции необходимы свои условия консервации.
Процесс пошел
«Сейчас, – говорит Ольга Альбертовна, – мы всё храним в одном месте, в центральном здании музея. У нас только картин около 900 полотен. И хранятся они на площади 25 квадратных метров. Несомненно, каждая картина в своей ячейке, но всё равно тесно. И очень радует, что у музея будет своё фондохранилище».
Коллекция Ковровского историко-мемориального музея насчитывает свыше 62000 единиц, в том числе основной фонд – 57000, научно-вспомогательный – 5400 единиц хранения.
По количеству экспонатов среди федеральных ковровский музей стоит на четвёртом месте после Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Александровской Слободы и Мурома, а среди муниципальных музеев – на первом месте.
Для размещения фондохранилища выбрано старое кирпичное здание на ул. Абельмана, д.31б. Раньше здесь располагалась «скорая помощь», потом МУП «Память». Четыре года назад здание передали Ковровскому историко-мемориальному музею.
Весной этого года начался ремонт здания. Это стало возможным благодаря участию в областной программе патриотического воспитания, благодаря которой сейчас работают музей «Ковров – город оружейной славы» и лазерный тир. Стоимость ремонта фондохранилища составляет 22 млн рублей, из них 22% выделят из городского бюджета. Ремонт растянется на 2,5 года и будет состоять из трех этапов. В текущем году область выделяет 8 млн рублей и 2 млн – городской бюджет. Такая же сумма запланирована в следующем году. Заключительным этапом станет благоустройство территории. Завершится ремонт в 2026 году. Работы выполняет ООО «Стройград». Уже демонтировали перекрытия и перегородки, чердак и крышу. Сейчас укрепляют полы, делают монолитный пояс для дальнейших работ с кровельной системой.
И зал открытого хранения
Над проектом здания работала архитектор Ольга Харитонова совместно с главным хранителем музейных экспонатов. Они определили расположение помещений, технические условия хранения. Музейные работники уже знают, где и в каком помещении расположится определённая коллекция. Кроме того, в фондохранилище сделают «зал открытого хранения». «У нас выставлено на обзор только 5 процентов экспонатов. Все остальное в фондах, – поясняет Ольга Альбертовна Монякова. – Посетители видят коллекции, только когда мы их достаем на выставки. И поэтому там мы сделаем зал открытого хранения с отдельным входом. Возможно, будет выставлен фарфор или что другое. Но определённо редкое и интересное. Люди смогут прийти, как в музей, и посмотреть».
После завершения строительных работ и работ по благоустройству территории музей закупит и установит оборудование, необходимое для правильного хранения музейных экспонатов.
Ирина Добрякова