Смерть матери или ребенка, отца или сестры может подкосить кого угодно. Боль утраты, тяжесть на душе, слезы ручьем… Человеку, который переживает трагедию, просто необходимы поддержка и утешение. Одними из первых с ним контактируют медики и похоронщики. Хорошо, если они проявляют чуткость. Однако бывает и наоборот.
Нам рассказали несколько случаев, когда родственники умерших в больнице людей сталкивались не просто с равнодушием горе-работников похоронного бизнеса, а с их наплевательским отношением к делу и нарушением этических норм. Дело было в Центральной городской больнице города Коврова.
Печальные истории
Надежда С.: «Моя мама лежала в хирургическом отделении ЦГБ, я ухаживала за ней, не отходя от больничной кровати. 17 февраля в два часа ночи мама скончалась у меня руках. В начале третьего медработники сообщили о факте смерти специализированной бригаде, которая доставляет тела умерших граждан из отделений учреждения в патологоанатомическое отделение. Говорили по телефону в моем присутствии. Так я узнала, что по контракту с ЦГБ на совсем небольшое расстояние от здания к зданию перевозит тела ритуальная компания «Н.».
До 5.30 я сидела рядом с матерью, ждала перевозки. Потом уехала домой. Тело мамы лежало в палате до 8.30! Считаю, что это грубое нарушение законодательства. В течение долгих часов я еще два раза просила медиков звонить бригаде, сама звонила с личного телефона. На вопрос, почему маму не забирают из палаты, представитель «Н.» по-хамски ответил мне: «А что, она должна тухнуть в моей машине?». У него отношение к людям, как к испорченным овощам, которые надо вынести на помойку.
Специализированная машина пришла только после вмешательства заведующего отделением. Позже я затребовала в ЦГБ все выписки: о времени смерти мамы, во сколько ее тело поступило в патологоанатомическое отделение. Мне было сказано, что проведена внутренняя проверка и нарушителю условий контракта сделан выговор.
Кроме того, я просила ковровскую городскую прокуратуру проверить деятельность того, кто оказывает услугу по транспортировке тел из отделений ЦГБ в морг. Жду ответа».
Наталья Р.: «20 июня в реанимации больничного комплекса скончалась моя мама. В первой половине дня я еще не знала об этом, переживала за маму и безуспешно пыталась дозвониться до этого отделения. Около часа мне позвонил некто Евгений и спросил: «Вы родственница?». «Чья?», — удивилась я. И тут вдруг узнала, что он ведет речь о моей маме, что она умерла сегодня в 9.40. Мужчина пояснил, что его компания перевозит тела в морг и теперь предлагает мне похоронные услуги. Я была ошеломлена, не могла ничего решать. Но назойливый тип не отставал: не прошло и пары часов, как опять позвонил. Мало того, он поехал к папе с таким же предложением.
Из больницы мне так и не поступило сообщение о смерти мамы. Где этот Евгений взял номер моего телефона и как узнал адрес, указанный в карте (или личном деле) мамы? С больницей я не разбиралась. Не до этого, да и сил моральных нет. Но обидно до слез. За что к нам такое отношение?».
Каждый ищет выгоду
Насколько нам известно, раньше тела умерших из больничных палат переправлялись в морг силами ЦГБ. Сторонняя организация была не нужна. Тогда и о жалобах на перевозку слышно не было. Как говорится, чем меньше звеньев в цепи, тем быстрее реакция и меньше недовольных.
Судя по информации с сайта Госзакупок, контракт на данный вид услуги, действующий с 1 января по 31 декабря 2024 г., ЦГБ заключила 24.11.2023. Нам стало известно, что исполнитель — ИП (ритуальная компания «Н.»). По условиям контракта заказчик платит исполнителю всего 0,01 рублей 1 копейку.
Для больницы выгода очевидна: мороки никакой и расходов никаких. А зачем исполнителю работать бесплатно? Напрашивается только один ответ: чтобы оперативно получать информацию о смертях ковровчан в хирургии, неотложной кардиологии, реанимации и т. д., а потом сразу же предлагать родственникам спектр услуг по погребению. Пока те не оправились от шока.
Внутренняя проверка по жалобам граждан — стимул для налаживания работы по перевозкам тел. Хорошо бы руководство ЦГБ проводило еще внеплановые проверки своего исполнителя. Но тут еще одна загвоздка. Официально считается, что подрядчик — ИП (ритуальная компания Н.). На практике же, по крайней мере, в описанных случаях, он не при делах: для вышеназванных работ нанял субподрядчика — ИП №2 (ритуальная компания «С.»). В телефонном разговоре с нами субподрядчик подтвердил, что его агентство перевозит тела, когда ИП (ритуальная компания Н.) не успевает и просит о помощи.
Таким образом, количество звеньев в цепочке стало больше. Соответственно, ее сложнее контролировать, сотрудники ритуальных служб позволяют себе расслабиться, особенно в ночные часы. Возможно и другое объяснение: у их работодателя нет желания оплачивать ночные смены, несмотря на то, что сфера деятельности специализированной бригады предполагает реагирование круглые сутки.
Разумеется, нет смысла искать правды у тех, кто так или иначе связан с перевозкой умерших людей. Каждый найдет себе оправдание или скажет, что никаких конфликтов, накладок нет и в помине, а жалобщики все выдумали. Поэтому мы сделали официальный запрос в Министерство здравоохранения Владимирской области. Как только оттуда ответят, мы расскажем вам, по какой причине ЦГБ заключила контракт на транспортировку тел со сторонней организацией, почему его стоимость ничтожно мала, может ли исполнитель передать свои полномочия другому, в какой промежуток времени тело должно быть перевезено в морг и позволительно ли больнице передавать подрядчикам-похоронщикам персональные данные пациента.
О. АРТЕМЬЕВА