До выборов в горсовет осталось три недели. Самое время пораскинуть мозгами и решить, кто же на ближайшие пять лет станет… А собственно говоря, кем? Кем сегодня может стать муниципальный депутат и какую пользу принести избирателям?
Нардепы по полочкам
Практика показывает, что в целом депутаты горсовета делятся на три типа. Первый – те, кто стесняется обременять администрацию и работодателя проблемами округа. И говорят о них очень редко и тихо, а, получая отказ, реагируют примерно никак. Зато часто такие депутаты становятся хорошими посредниками между жителями и чиновниками, госструктурами, предприятиями ЖКХ и прочими организациями. «Простой» гражданин зачастую замучается ждать ответа, да и получит отписку. Депутату же дадут полный расклад и постараются решить проблему (если она не слишком обременительная). Пользы округу в целом от такого народного избранника немного, но для конкретного избирателя «теория малых дел» работает неплохо.
Второй тип – те, кто кричит о проблемах округа громко, часто и не стесняясь. На каждом заседании при любом мало-мальски подходящем поводе напоминают: «А у нас ливневка не работает!», «А вот тут фонарь не горит!», «А здесь бы асфальтной крошки подсыпать!» и т. д. Срабатывает такое далеко не сразу, не всегда и зачастую не так, как хотелось бы. Например, Роман Рябиков долгие годы говорил о необходимости заасфальтировать тротуар на ул. Чернышевского. Наконец ремонт состоялся – но только на одной стороне, и не на той, которая больше всего в нем нуждалась. Сергей Гуржов добился проектно-сметной документации для ул. Летней – но проект лег в долгий ящик, а потом и вовсе устарел; деньги, выделенные на проект, пропали.
Третий тип – депутаты-«снабженцы». Занимающие не топовые, но весьма устойчивые посты на промышленных предприятиях, находящиеся в хороших отношениях с начальством и умеющие настоять на своем. Типичный представитель из «уходящего» созыва – Денис Клеветов. Где технику из родного «Сигнала» пригонит, где стройматериалы добудет – и вот так, тоже точечно, но заметно: какие-то насущные проблемы округа он решал. Кроме того, и чиновников успевал «дергать», и коммунальщиков убеждал вовремя завершать «раскопки». Увы, на следующий срок Денис Викторович не собрался.
Есть, конечно, и четвертая категория. Те, кто не делает ничего или почти ничего, а жители даже не знают, кто у них депутат. Таких, к счастью, меньшинство. Однако мы знаем как минимум одного, кто решил баллотироваться во второй раз, хотя в первом ничем себя не зарекомендовал (кроме поливания грязью в соцсетях бывшего родного завода).
Впрочем, большинство депутатов можно отнести к «гибридному» типу. Например, бывший (к сожалению) депутат Половинкина, которая не только не ленилась «выбивать» блага для своего округа, но и наводила мосты между жителями и властью, и самостоятельно организоваться помогла КТОСу , посодействовав его созданию, и юридические консультации вела бесплатно (впрочем, и сейчас продолжает), и праздники устраивала. Или Светлана Храпкова. Она тоже «долбала» чиновников проблемами округа и умела настоять на своем, а еще – договаривалась с предпринимателями, чтобы хоть дорожку выровняли или фонарь заменили. И – сюрприз – Храпковой тоже в списках кандидатов будущего созыва нет. А кто там есть?
Домохозяин, студент, иногородний – и один «подходящий»
Если взглянуть на списки претендентов, впадаешь в ступор. Почти на каждом округе – 2-4 кандидата. А персональный состав выглядит примерно так: начальник муниципального управления – и домохозяйка с пенсионеркой. Директор школы – и студент и конструктор мебели из… Гусь-Хрустального. Директор спортшколы или ДК – и пара 19-20-летних студентов колледжей, а в придачу 70-летняя пенсионерка. Действующий депутат – и несколько домохозяев, один из которых не местный.
Ну, и так далее. Один, условно говоря, «приличный человек»: врач, директор школы или ДК, представитель промышленного предприятия «из местных» – и студенты, домохозяйки и домохозяева, а также работающие граждане, но географически к Коврову абсолютно не привязанные. Зачем человеку из Ковровского района или из Владимира, Суздаля или Гусь-Хрустального стремиться в депутаты Коврова? Может, потому, что он точно знает, что не выиграет, а его задача – стать выгодным фоном для единственного «настоящего» кандидата? Каждый из которых как раз из ранее упомянутого «секретного» списка администрации. По пальцам одной руки можно пересчитать округа, где у кандидатов «административного ресурса» есть реальные соперники, которые, скорее всего, будут бороться не формально, а по-настоящему.
Выводы напрашиваются неутешительные. Скорее всего, дело было так: подготовив списки «нужных» кандидатов в горсовет, нынешние власти обнаружили, что других желающих – то и нет. И вместо продумывания выборной стратегии пришлось срочно искать хоть каких-то технических кандидатов, чтобы не сорвать выборы на корню.
Получается: ковровчане окончательно изверились в таком инструменте демократии, как выборы. И участвовать в этом «цирке» не хотят ни с той, ни с другой стороны «арены». Что доказывает как нежелание баллотироваться самим, так и стабильно низкая явка на избирательные участки.
Впрочем, может, мы ошибаемся, и в заявленные три дня ковровчане в знак протеста хлынут к урнам да как проголосуют за студентов и гороховецких домохозяек? Вопрос только: кому от этого будет хорошо.
Ф. Живодеров