Без нововведений наша школа не живет уже очень давно. Так, к первому сентября 2024 года предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» был переименован в «Основы безопасности и защиты Родины». Все согласно подписанному президентом законопроекту «Об образовании в РФ». Понятно, лишь названием дело не должно ограничиться. С высоких трибун было сказано, что изменилась образовательная программа, предполагающая новые учебники и новые подходы к обучению детей.
Как это происходит на практике, мы узнавали у преподавателя-организатора ОБиЗР Вячеслава Носова в ковровской школе №4.
Как готовим детей к ЧС?
Напомним, раньше предмет (в прежнем его виде) велся у школьников с 5 по 11 классы, потом – почему-то лишь с 8 класса. Хотя правила поведения человека в экстремальных ситуациях неплохо бы знать современному ребенку как можно раньше. Тем более что опасностей в нашем мире все больше, а дети с каждым годом все менее приспособлены воспринимать их должным образом и посильно бороться с ними. Многие ли из современных подростков смогут быстро разжечь костер? Некоторые родители сами не сумеют. То-то и оно… О первой помощи человеку не стоит и говорить.
Вячеслав Евгеньевич считает, что и в прошлом одного часа в неделю школьникам было недостаточно, чтобы в полной мере изучить все правила поведения при пожаре, в лесу, при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, биосоциального характера и т.д. Во Владимирской области есть школы, где часов больше за счет вариативной части. Но таких образовательных учреждений немного. Всегда важнее предметы, которые надо сдавать на ЕГЭ и ОГЭ.
Снова поторопились
Сегодня же программа ОбиЗР увеличена. Кроме того, что было на уроках ОБЖ, включена информация об элементах начальной военной подготовки, действиях в общевойсковом бою, обращении с оружием, правилах оказания первой помощи в условиях боевых действий и способах защиты от оружия массового поражения. Еще школьники должны изучать методы противодействия беспилотным летательным аппаратам, ведение разведки местности с помощью дронов и применение беспилотников на поле боя.
«Если раньше при оказании первой медпомощи мы с ребятами рассматривали ушибы, переломы, вывихи, то теперь еще будем учиться помогать при огнестрельных ранениях и эвакуировать человека с поля боя в «зеленую» зону», – приводит пример Вячеслав Евгеньевич. Вероятно, при составлении обновленной программы сыграла свою роль накаленная политическая обстановка и специальная военная операция.
Как же все сведения впихнуть в один урок в неделю? Преподаватели не совсем понимают. Вот если бы изучать ОБиЗР с пятых классов… Но об этом в Коврове пока речи нет.
Думаете, перед учебным годом педагогам были предоставлены методички по ОБиЗР и новые учебники? Как бы не так! По словам Вячеслава Евгеньевича, в свой летний отпуск он прослушал онлайн-лекции и ответил на вопросы тестов. Всё. Дальше отправился в «свободное плавание по ОБиЗР». Вполне вероятно, что в течение года ему в помощь будут курсы повышения квалификации. Но это позже.
Когда в школы придут учебники, преподаватель не знает. В СМИ имеется информация, что их готовило издательство «Просвещение». (Вспомним, в начале прошлого учебного года также туго было с новыми учебниками по истории). «На педагогическом совещании нам предложили использовать пока старые учебники ОБЖ», – констатирует учитель ОБиЗР. Неужели нельзя сначала всё довести до ума, потом внедрять? В образовании снова действуют по принципу «первый блин комом». Таких блинов «напекли» уже массу. А в итоге раз за разом обделенными остаются дети.
Практика – наше всё
ОБиЗР в числе прочего учит укрываться от беспилотников и управлять ими. Пока только в трех школах Коврова есть база (площадки и оборудование) для работы с БПЛА. Четвертая не вошла в их число. Возможно, потом… «Как только в этих школах все встанет на свои рельсы, мы планируем возить детей туда. Дополнительное время, конечно, затратим. Но если есть, к чему стремиться, будем стремиться», – надеется на хорошие перспективы наш респондент.
Вячеслав Евгеньевич вспоминает, что в рамках ОБЖ старшеклассники несколько дней проводили на учебных сборах в местной воинской части. Там они находились в соответствующей обстановке, помимо других полевых испытаний, каждому разрешали выпустить по шесть одиночных патронов из автомата. Лучше бы так и оставалось, считает он. Сегодня сборами по основам военной службы заведует центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард», проводя их на территориях детских загородных лагерей. Что и как там происходит, можно понять только по авангардовским фото на его официальном сайте да из рассказов ребят.
Еще раньше НВП в школах преподавали. Тогда практически каждый ребенок умел ходить строем. «Современных детей научить труднее – мало времени на это, – считает Вячеслав Евгеньевич. – Особенно тяжело приходится с мальчиками. Девочки более пластичны и более обучаемы. Хорошо, в нашей школе кадетские классы: за счет дополнительной деятельности ближе к Параду 9 мая они что-то умеют. А во многих школах нет кадетов».
О. АРТЕМЬЕВА
Фото с сайта АНО «Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард»