Годы учебы и друзья-одноклассники. Бесконечные уроки и такие короткие перемены. Долгие вечера за учебниками. И наши учителя… Сколько их было за всю жизнь и не только в школе!
Через много лет память сохраняет эпизоды, которые можно пересчитать по пальцам. К сожалению, свойство у нее такое. Но, думается, у каждого из нас был такой наставник, о котором можно вспоминать часами, настолько его образ запал в душу.
В преддверии Дня учителя мы попросили известных ковровчан сказать несколько слов о педагогах из их прошлого, далекого или недавнего.
Сергей Мостовой, руководитель общественной организации «Наследники Победы» : «Шел 1983 год, тогда мы, активисты-старшеклассники, часто собирались в пионерской комнате. С ней соседствовал кабинет физики. Оттуда молодая учительница Нина Григорьевна Радченко в свободную минутку захаживала пообщаться с нами.
С Ниной Григорьевной мы сдружились, с ней ни минуты не приходилось скучать. Что примечательно, она не была даже нашим классным руководителем.
Если находились в школе, она рассказывала массу интересных историй из жизни своей, школьной, городской, о физике тоже говорила немало и, заметьте, нескучно. На прогулки с нами она тоже не гнушалась ходить, тратить свое свободное время. Как-то катались мы с горки, а санок на всех не хватило. Мы нашли корыто. Так вот, на нем ездила Нина Григорьевна. Не взяла себе то, что получше и поудобнее. Много было всякого в школе, но самый яркий эпизод в памяти и самый светлый – как наша учительница летит с горы и весело смеется. Возможно, кто-то подумает, что подобное панибратство с учениками недопустимо. Я так не считаю. Учитель прежде всего должен быть человеком».
Ольга Паршина, воспитатель детского сада №48 : «В школе я училась хорошо. В начальных классах у меня была одна четвёрка по русскому языку, все остальные – пятёрки. Учитель начальных классов вела себя с нами строго, особенно при зубрежке таблицы умножения. Однажды нам задали таблицу умножения на пять. Когда меня спросили, сколько будет 5 на 9, я ответила: «Сорок». И меня оставили после уроков. Это произошло впервые! С тех пор я подобных ошибок не допускала.
Во Владимирском педагогическом колледже я очень любила уроки биологии. Педагог, возможно, и делал свою работу обычно. Но для меня, в то время 15-летней девочки, приехавшей из маленького города Вязники, интересной была подача материала, решение задач по генетике.
С тех пор прошло 34 года. И я встретилась со своим любимым учителем биологии! Как вы думаете, где? В Доме правительства Владимирской области. Мой учитель биологии, Светлана Анатольевна Болтунова, – теперь министр образования Владимирской области. Было очень приятно получать от любимого педагога награду за победу в региональном этапе конкурса «Воспитатель года-2024»! Вот такой интересный жизненный поворот».
Алексей Гусев, директор спортивной школы дзюдо, самбо им. Рыбина : «В преддверии праздника хочется вспомнить о своей учительнице начальных классов Елене Федоровне Гончаровой. Самое главное, что она прививала нам, – умение учиться всё время. До сих пор я вспоминаю, как она говорила нам, что не нужно зубрить, нужно познавать мир по-другому, искать что-то новое и привлекательное в любом виде деятельности. Я стараюсь следовать ее совету и сейчас.
Одним из любимых предметов Елены Федоровны было пение. Из нашего класса она составила хор и вела дополнительные занятия по этому предмету. Хоть мне медведь на ухо наступил, я старался изо всех сил.
Но уже в третьем классе увлекся спортом – начал заниматься дзюдо и в любую свободную минуту бежал на тренировку. Елена Федоровна узнала об этом, и когда в очередной раз я пришел петь, попросила меня оставить хор. Сказала: «Тебе лучше быть в спорте». Педагог требовательный, строгий, но понимающий, она выделяла в каждом своем ученике наиболее яркие черты и обращала внимание на то, что наиболее ему ценно».
Вячеслав Скороходов, глава администрации Ковровского района : «В моей школьной жизни много чего было интересного. Вспоминается, к примеру, трудовой лагерь «Лесничество», куда мы на летних каникулах ездили. Находился он приблизительно в тридцати километрах от дома, а строили мы его сами. Зимой старшие школьники с учителем труда, солидным крепким мужчиной лет пятидесяти, заготавливали доски, ближе к лету на большой поляне появлялись небольшие домики с нарами и столовая, собранные из этих досок. Нам здесь всё нравилось.
В лагере было нас человек 60-80. Девчонки пропалывали маленькие елочки-сосенки, а парни расчищали просеки. Работы, которые мы вели, современному школьнику покажутся очень необычными.
Тогда, на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, вместе с нами в лагере трудились и педагоги: физрук, учитель истории, учитель математики и, конечно же, трудовик. Все без исключения – мужчины, которые справятся с подростками в полевых условиях. Это понимал наш директор Юрий Николаевич Плужников, бывший фронтовик, строгий, но любящий детей человек. И да, озорничали мы порой, но взаимопонимание с педагогами было. Об этих людях у меня только хорошие и добрые воспоминания. Мы с ними общались не только в школьных кабинетах, но и работали рука об руку, и у костра вместе сидели».
Нарине Диланян, предприниматель : «В спорт я попала нечаянно: шла мимо спортшколы дзюдо, самбо им. Рыбина и заглянула от нечего делать. Первым моим тренером стал Игорь Владимирович Гудылин, который сразу же к себе расположил как человек очень внимательный и ответственный. От нас он требовал абсолютной дисциплины.
Дети есть дети, и не всегда они дружны между собой. Некоторые, наоборот, враждуют. Вот и у нас с одной девочкой из секции по ее инициативе случился конфликт, который вот-вот должен был вылиться во что-то очень нехорошее. Игорь Владимирович это заметил и в День борьбы, традиционно проходящий по пятницам, поставил нас в спарринг, чтобы мы боролись друг с другом, но по спортивным правилам. Весь мой негатив во время схватки вышел. Думаю, что и у моей соперницы тоже, или она поняла, что меня лучше не задевать, тем более исподтишка.
Именно тогда благодаря тренеру я поняла, что могу быть самой собой, не зависеть от чужого мнения».
Подготовила О. АРТЕМЬЕВА